Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шагал марк

Энциклопедический словарь

Шага́л Марк (Chagall) (1887-1985), живописец и график. До 1922 жил в России, затем во Франции. Произведениям Шагала (картины, витражи, иллюстрации, чаще всего на библейские темы, а также поэтические сцены из жизни еврейских местечек) присущи ирреальность пространственных построений, эмоциональность колорита, выразительность рисунка («Над городом», 1917; иллюстрации к Библии, литография, 1931-36). Мемуары «Моя жизнь» (рус. пер. - 1994).

* * *

ШАГАЛ Марк - ШАГА́Л (Chagall) Марк Захарович [24 июня (6 июля) 1887, Витебск - 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Франция], живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России.

Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец Ю. М. Пэн. В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович) и Л. С. Бакст (см. БАКСТ Лев Самойлович). Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж) и др., созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.

Первый парижский период

В августе 1910 уехал в Париж. В 1911 поселился в артистической колонии Ля Рюш («Улей»). В первый парижский период сблизился с поэтами и литераторами Г. Аполлинером (см. АПОЛЛИНЕР Гийом), Б. Сандраром (см. САНДРАР), М. Жакобом (см. ЖАКОБ Макс) , А. Сальмоном и другими. Аполлинер в одном из эссе употребил по отношению к искусству Шагала термин «сверхнатурализм» («сюрнатурализм»).

В 1912 художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) (1912), «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ) (1912), «Мишень» (1913). До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) , и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых.

Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, - геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет - у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия - рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению.

Последние русские годы

Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). Летом 1915 состоялось бракосочетание Шагала и Беллы Розенфельд (1892?-1944), в 1916 родилась их дочь Ида (1916-1994). С осени 1915 и по ноябрь 1917 Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916, и др.), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и др.).

В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Получив в августе 1918 мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии», организовал Народное художественное училище, куда привлек в качестве преподавателей М. В. Добужинского (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович) , И. А. Пуни (см. ПУНИ Иван (Жан) Альбертович), Л. М. Лисицкого (см. ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович), Пэна и других. Под руководством Шагала и с его участием в 1918-20 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска.

В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914-1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения.

Конфликтная ситуация, сложившаяся в результате деятельности К. С. Малевича (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в витебской школе, вынудила Шагала уйти из школы и уехать в Москву (июнь 1920). Здесь он исполнил монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского Камерного театра, а также оформил спектакль по Шолом-Алейхему. В летние месяцы работал учителем в колонии для малолетних беспризорников в Малаховке.

В последний русский период Шагал выставлялся на групповых выставках в Петрограде, Витебске, Москве; в 1921 прошла его персональная выставка в Еврейском Камерном театре, в 1922 - совместная с Н. И. Альтманом (см. АЛЬТМАН Натан Исаевич) и Д. П. Штеренбергом (см. ШТЕРЕНБЕРГ Давид Петрович) (Культур-лига, Москва).

Снова за границей

В начале лета 1922 через Каунас художник направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. В Берлине обучился новым для себя печатным техникам - офорту, сухой игле, ксилографии; в 1922 награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его книге «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923; книга в переводе на французский язык с ранними рисунками в качестве иллюстраций увидела свет в Париже в 1931).

По приглашению парижского галерейщика А. Воллара переехал в 1923 в Париж для создания цикла иллюстраций к роману Н. В. Гоголя (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич) «Мертвые души» (1923-1927). Затем по заказу Воллара исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (см. ЛАФОНТЕН Жан де) (1927-1930). В 1927 возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее карнавализованными образами клоунов, арлекинов, акробатов, сквозными для всего шагаловского творчества.

В 1920-е гг. дружеские контакты связали Шагала с П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), А. Матиссом (см. МАТИСС Анри), Ж. Руо (см. РУО Жорж), П. Боннаром (см. БОННАР Пьер), П. Элюаром (см. ЭЛЮАР Поль) и многими другими деятелями искусств. В 1920-30-е гг. художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французскими ландшафтами (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937).

В 1931 совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930-39 и 39 офортов в 1952-56) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.

В 1933 произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалиптические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, Чикагский институт искусства, США, «Распятый художник», 1938-1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.).

Американский период

В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В 1943 году встретился в Нью-Йорке с другом молодости С. Михоэлсом (см. МИХОЭЛС Соломон Михайлович) , собиравшем деньги для СССР.

В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 балет И. Стравинского «Жар-птица». В сентябре 1944 внезапно скончалась Белла Шагал; ее память была увековечена в композициях «Моей жене посвящается» (193З/1944) и «Вокруг нее» (1945, обе Национальный музей современного искусства, Париж).

Возвращение во Францию

Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции.

В конце 1940-х гг. Шагал поселился на юге Франции, близ Ниццы. В 1952 году художник вступил в брак с Валентиной (Вавой) Бродской; путешествие по Греции и Италии, счастливая семейная жизнь дала толчок для создания новых произведений, вдохновленных средиземноморской культурой. С начала 1950-х гг. Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ - из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману Лонга (см. ЛОНГ (писатель)) «Дафнис и Хлоя» (1960-1962).

На юге Франции начался последний этап жизни Шагала. Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х гг. им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.

В 1964 по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 - два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую. В июне 1973 года посетил с кратковременным визитом Москву и Ленинград.

Представительный ряд общеевропейских и мировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении длинной жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции, Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 - январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, была устроена выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала).

В июле 1973 в Ницце был открыт музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами; правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.

Энциклопедия Кольера

ШАГАЛ Марк (Chagall, Marc)

МАРК ШАГАЛ. АВТОПОРТРЕТ

МАРК ШАГАЛ. АВТОПОРТРЕТ

(1887-1985), европейский художник, график, театральный художник. Родился 7 июля 1887 в Витебске, где начал учиться живописи в мастерской И.Пэна, позже учился в Петербурге у Л.Бакста. С 1910 до 1914 жил в Париже, затем до 1922 - в России, после чего уехал через Берлин в Париж. В 1941 Шагал эмигрировал в США, 1942 провел в Мексике, создавал декорации для балета Леонида Мясина Алеко, в 1948 вернулся во Францию. Уже в 1908 он познакомился с работами постимпрессионистов и фовистов, а позже - с творчеством Пикассо. Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита. В произведениях Шагала реальные формы часто оказываются в фантастических сочетаниях и ситуациях, противоречащих логике и равновесию; поэтому его творчество иногда сближают с сюрреализмом, однако художник никогда не принадлежал ни к какой группе. Его произведения - это создания впечатлительного и чувственного творческого воображения, склонного к чудесному, магическому и иррациональному. Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914-1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930-1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Шагал работал в разных областях искусства; в частности, он создал 12 витражей, изображающих колена Израилевы. В 1961 они были установлены в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима. В 1964 он расписал плафон Парижской оперы, в 1966 сделал два больших панно для оперного театра Нью-Йорка. Шагал иллюстрировал несколько книг, в том числе Басни Лафонтена, Библию, Мертвые души Гоголя. Умер Шагал в Сен-Поль де Ванс (Франция) 28 марта 1985.

ЛИТЕРАТУРА

Апчинская Н.В. Марк Шагал: Графика. М., 1990 Сарабьянов Д.В. Марк Шагал [[Альбом]]. М., 1992 Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Шагал, Сутин. М., 1993

Полезные сервисы

шагал марк зах

Гуманитарный словарь

ШАГА́Л Марк Зах. (1887-1985) - живописец, график, театр. художник, монументалист. Его творчество - уникальный сплав многовековой нац. культуры евр. народа, изощренных поисков рус. авангарда 1910-20-х гг., отточенности и блеска "парижской школы". Ш. - явление мир. культуры, космополитичное по определению, но глубоко нац. по сути. Ш. род. в Лиозно, близ Витебска, провинц. города на З. Рос. империи, в черте оседлости, определ. для евреев. Облик и быт Витебска, осн. в 11 в., формировались в сложном взаимодействии правосл. христ. культуры рус. и белорусов, польск. католицизма и местечковой евр. традиции. Все это оказало сильнейшее влияние на Ш., в произв. к-рого образ Витебска является одной из сквозных тем. Ш. удивительно рано удалось найти неповторимую худож. манеру, к-рой он оставался верен на всем протяжении 80-летнего творч. пути. С 1907 Ш. учился в Пб. у Л. С. Бакста, в 1910 приехал в Париж, где вошел в круг худож. авангарда (Б. Сандрар, М. Жакоб, Г. Аполлинер, А. Модильяни). Работы Ш. демонстрировались на выставках "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мир иск-ва" и др. В России Ш. работал в 1914-22, затем уехал во Францию, с к-рой связана вся его последующая худож. деят-ность. В полотнах Ш. ("Я и деревня", 1911; "Над Витебском", 1914; "Зеленый скрипач", 1918 и мн. др.) в острой живописной форме запечатлен мир сложных ассоциаций, иллюзий, символов. Среди работ Ш.: цикл илл. к "Мертвым душам" Н. В. Гоголя (1923-27), басням Ж. Лафонтена (1928-31), Библии (1931-36), им расписан плафон "Гранд-опера" в Париже (1964), создан ряд монумент. витражей, театр декораций.

М. З. Шагал. Москва. 1973

М. З. Шагал. Москва. 1973

Полезные сервисы